Александр Володин

Александр Володин

Александр Володин

Александр Володин
или преодоление несвободы

Володин не был свободным человеком.
Мучительно начинавший свою жизнь — в солдатчине и неприкаянности, — твердо знавший, что никому не нужен и никем не любим, некрасивый, угловатый, замкнутый или кричащий открытой мукой; так и не смирившийся со злом, пивший принципиально, как бы в ответ на невозможность сойтись с миром, под завязку забитым пошлостью и враньем, — он не был свободен в жизни.
Но все, что он писал, было преодолением этой несвободы.
Наверное, это и было тайной пружиной его невероятных текстов, которые не перепутать ни с какими другими. Там, в текстах, он взлетал на такие вершины свободы и счастья, которые не снились нам, живущим в рамках сероватой нормы. Так пронзительно и так чисто было на этих вершинах!
Его тайной были женщины. Откуда он это знал, бог весть, но знал как будто изнутри, и не зря Табаков говорил, что актрисы должны скинуться и поставить памятник Володину: столько желанных женских ролей, сколько написал он, не написали все остальные советские драматурги, вместе взятые!
Его тайной были женщины, — и они собрались на его поминки в жестоко холодном феврале 2000-го. Они вставали, и рассказывали о нем, и плакали… Были там и актрисы, но доминировали не актрисы, — соседки под дому, знакомые, тетушки…
И всем он помогал, и всем был родной, и все были единственными в его жизни!
В какой-то момент в ресторанном зале ощутимо повис запах посмертной конкуренции. Одна из пришедших, напившись, завладела микрофоном и рыдала, не давая никому сказать уже ни слова… Ее выводили, ей вызывали такси, и рыдания гулко неслись с лестницы… На все это, с тихим ужасом, как марсианин, смотрел полуседой сын Володина, прилетевший из своей Калифорнии.
И в какой-то момент мы переглянулись с N. : вдруг стало с несомненностью ясно, что мы находимся внутри какой-то володинской пьесы, в привычной, для этих мест, пропорции печали и смеха, катарсиса и неуюта.
Пьеса закончилась, спустя пару месяцев, смертью володинской жены и продажей квартиры Александра Моисеевича на Большой Пушкарской. Его рукописи, вместе с пишмашинкой и всей утварью неустроенного быта, просто выбросили во двор…
Но все это — уже не его, а наша печаль.

В.Шендерович

Comments are closed.

©Irina Litmanovich, 2015-2016