На вечере художника и режиссера Ирины Литманович будут показаны анимационные фильмы «Хеломские обычаи», «Домашний романс», «Облака ручной работы», короткий документальный фильм о съемочном процессе и графические работы из альбома «22-ой троллейбус и другие этюды» (эссе — Виктор Шендерович). А так же — небольшой рассказ вокруг создания этих фильмов и ответы на вопросы зрителей.
Этот альбом можно будет приобрести по окончании вечера. Так же как и репринты живописных и графических работ.
Александр Колбовский (киновед):
Настроенческие, ироничные, временами веселые, иногда грустные, но всегда очень талантливые. Она каким-то непостижимым образом умеет передавать настроение, воздух, дыхание, память. Не только воспоминания, но именно память. Не только события, но образ этих событий. В ее предыдущей картине „Домашний романс“ многие зрители, наверняка, „прочитали“ свое детство, даже если оно прошло не в Воронеже, как у автора фильма, а где-нибудь в Архангельске или Владивостоке. Человек взрослеет, мудреет, и материал следующей картины Иры Литманович в прямом и переносном смысле выводит из повседневности куда-то в небо, к облакам. Я уверен, что эти несколько коротких историй о жизни и смерти, о верности и любви, о том, как коротка жизнь и как сильна любовь, о женском и мужском характере, о доброте и много-много еще о чем, непременно откликнутся в сердцах тех, кто их увидит.
Наталья Рапопорт (доктор химических наук):
Прошёл почти месяц, а некоторые кадры из фильмов Иры Литманович до сих пор стоят у меня перед глазами. Вот папа играет на пианино, мама шьёт, маленькая Ира… что делает маленькая Ира? Наверное, любуется бабочкой, пойманной в банку из под соленых огурцов. Вот старик беседует под водочку со своей старухой, только старуха его уже на портрете и в его сердце и памяти, а больше нигде… Вот юная неприкаянная художница тащит на тележке свой скарб и нигде не может найти себе пристанища. Автобиографическое?
Виктор Шендерович (журналист, писатель):
Рисунки Ирины Литманович я увидел в ее фильме «Домашний
романс», и с первого взгляда стало понятно: мы имеем дело с точной рукой и штучной душой. Ее акварели усиливают это впечатление: лучшие из них — завораживают… Но беспомощнее описания живописи бывает только пересказ музыки; так что просто приходите. Это надо увидеть.
У Николая Глазкова есть замечательный сюжет, посвященный чуду верной интонации:
Рассчитывая на успех,
Желая отразить эпоху,
Поэт сложил стихи для всех,
Жена прочла, сказала: — Плохо!
Тогда одной своей жене
Поэт сложил стихи другие.
И оказалось: всей стране
Потребны именно такие!
Ира сняла фильм про свое детство – своих родителей, себя, маленькую, но вполне узнаваемую, про банку на подоконнике и скрип снега, про утренник в детском саду, весы «Ленинград» в сельском магазине и радиоприемник с зеленым глазом и «Голосом Америки» — дома… О простых вещах, которые вдруг оказываются – поэзией и отзываются в каждой душе.
Вечер длится 1 час 40 минут.
Видеоролик об авторе: